Убойный аргумент, или в Таиланде томаты не произрастают

Дело было несколько лет назад. Мы с мужем летели в Таиланд бортом всем известной, но многими нелюбимой туристической компании. Нелюбимой за нелюбезность – да что там — за откровенное  хамство её сотрудников.

Настал один из ключевых моментов полета – стаюрдесса разносит напитки.

— Девушка, нам 2 томатных, пожалуйста! – говорим мы с мужем.

— Томатного нет! Апельсиновый, яблочный! – строго отвечает девушка.

— А почемуууу? – мы в растерянности. Ну правда – всегда весь в самолетах подают «святую троицу»: апельсиновый, яблочный, томатный.

— А в Таиланде томаты не произрастают!

Мы так растерялись, что вся глупость фразы стала нам очевидна далеко не сразу. Держа в руках по стаканчику апельсинового (или яблочного? уже и не вспомнить), мы переглянулись…

Конечно, переговорами эту ситуацию назвать можно с большой натяжкой. С другой стороны, в ней есть то, что всегда есть в любых переговорах:

А. конфликт интересов,

Б. коммуникация сторон.

Мы готовы были отстаивать свое право на томатный сок, тем более времени на переговоры у нас был вагон, как и молодого предотпускного задора.

Но стюардесса всего одним убойным аргументом уложила нас на обе лопатки. Уложила, заметьте, не новичков в переговорах: я – продажник со стажем, муж – журналист. И пока мы лежали и переваривали информацию, она продвинулась со своей тележкой уже далеко вперед.

Конечно, сейчас, когда вы читаете этот материал, будучи настроенными воспринимать теорию переговоров, у вас – я уверена, — найдется множество контраргументов:

— Откуда тогда томатный сок берется в их магазинах и ресторанах?

— Каким образом томаты попадают в овощной салат, который вам подадут в любом тайском ресторанчике?

— А вот в России ананасы вроде тоже не произрастают, при этом ананасного сока навалом!

И так далее.

Но стюардесса – психолог.

Во-первых, с этой туркомпанией летают в основном дебютанты. Поэтому  ей легко было предположить, что мы вряд ли знаем наверняка,  растут в Тае помидоры или нет.

Во-вторых, выпад был очень неожиданным для нас. Чем глупее и нелогичнее аргумент, там сложнее его быстро отпарировать. И  пока ты замер в замешательстве – хлоп! – находчивая, хоть и нелюбезная девушка получила что хотела – отсутствие возмущения или нытья от недовольных пассажиров и возможность обслужить всех быстро и без осложнений.

Есть тут и еще одна хитрость. Чтобы получить у нужного человека позволения сделать что-то, необходимо озвучить причину. Любую. Даже самую дурацкую. Если причина есть – все в порядке. Если есть неожиданная причина – вы вообще в шоколаде. Понятно, что девушке никто не мешал сказать:

— Уже весь выпили!

Но какая же это причина?  Тут виновата была бы туркомпания – читай лично она, стюардесса, правда? А так – вы летите в страну, а в ней вот такие особенности, чего ж вы хотели? Сами страну выбирали! Одним изящным жестом переложила ответственность на самих туристов.

(Я не рассматриваю здесь вариант, при котором стюардесса, ослепительно улыбнувшись, могла просто сказать в ответ на наше дурацкое «почему»:

— Сегодня у нас 2 сока, 3 газировки и минеральная вода – что вы будете?

Перевод негативного контекста в позитивный – это тема для отдельного материала.)

В заключение хочу рассказать анекдот-быль про причину.

Очередь в присутственное место. Длинная, плотная и безнадежная. И тут в нее врывается человек, который, держа на руках какую-то ерундовину, завернутую в кусок бумаги, громко говорит:

— Пропустите меня, я с картриджем! Пожалуйста, пропустите!

…И его пропускают.

Он же с картриджем! Причина!..

Находчивости в переговорах будем тренироваться на Переговорном тренинг-квесте «Четыре комнаты» 15 апреля в Хабаровске.

Забронируйте места заранее – больших групп в настоящем тренинге не бывает.

manager-2031917_960_720

Обратите внимание, что до 7 апреля действует КЛАССНАЯ ЛЬГОТА по оплате. А если вы придумаете необычную причину, чтобы увеличить льготу – мы подарим Вам еще и дополнительный БОНУС!